Дата и время Карта сайта
Ru | En
A A A

СУДОСТРОЕНИЕ 2'2002 (741) март-апрель


СОДЕРЖАНИЕ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ

Бойцов Г. В., Кудрин М. А. Оценка усталостной прочности конструктивных узлов корпусов судов

Дается анализ влияния параметров волнения, геометрических характеристик корпуса и оформления конструктивных узлов на усталостную долговечность судна. Приводятся расчетные формулы для проверки усталостной прочности корпуса и его конструктивных узлов.

Носов Е. П., Рыжов В. А. Влияние упругости на эффективность плавниковых движителей

Рассматривается влияние упругости на пропульсивные характеристики плавниковых движительно-рулевых комплексов (ПДРК). Приводятся конструктивные решения для плавников с упругими связями, полностью упругих плавников, плавников с регулируемой упругостью. Делается вывод о перспективности использования упругих плавников на многорежимных ПДРК.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Жаринов А. В. Этапы развития гидродинамики, устойчивости и управляемости отечественных подводных лодок и роль ЦАГИ в этом процессе

Дается исторический обзор участия ЦАГИ в проработке вопросов гидродинамики, устойчивости и управляемости отечественных подводных лодок с середины 1940-х годов до настоящего времени.

Антонов А. М. От "Seawolf" к "Virginia"

Анализируются боевые возможности атомных подводных лодок ВМС США типа "Los Angeles" и "Seawolf". Приводятся проектные особенности атомной подводной лодки нового поколения "Virginia". Рассаматриваются пути развития ВМФ в новой военно-политической и экономичесской ситуации.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Старцев С. Б. Компьютерное моделирование работы гребного винта в неоднородном потоке

Рассматриваются результаты разработки вихревой модели лопасти гребного винта, построенной на основе вихревой теории несущей поверхности при рассмотрении крыла конечного размаха, движущегося по спиральной траектории. Модель учитывает влияние на ГДХ гребного винта вихревого следа, применима для лопастей произвольной формы в плане, ее использование эффективно на стадии проектирования гребных винтов.

Файвисович А. В. Усталостная прочность и трещиностойкость лопастей гребных винтов теплоходов типа "Маршал Буденный"

Исследуется прочность лопастей гребных винтов теплоходов серии "Маршал Буденный". На основе анализа напряженного состояния лопасти и полученных экспериментально параметров показано, что прочность ГВ определяется наличием трещиноподобных дефектов. Предложен методический подход и проведено нормирование размеров этих дефектов с учетом их расположения на нагнетающей поверхности лопасти.

Колпаков С. П. Использование топливных суспензий в судовых паровых котлах

Приводятся результаты экспериментальных исследований подготовки и сжигания топливных суспензий на основе мазута, нефтесодержащих вод и твердой фракции (угольный порошок, сажа, графит).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА

Суслов А. Н., Одегова О. В., Головко Е. А. Опыт работы со стандар- том STEP

Анонсируются работы предприятий судостроения, связанные с разработкой и внедрением CALS (ИПИ) технологий. Приводятся примеры работ с программным обеспечением ST-Developer. Подчеркивается необходимость первоочередного решения задачи интегрированной логической поддержки изделий морской техники.

Герман Г. В. Оптимальная альтернативная технология судовых электромонтажных работ. Методы и алгоритмы решения задач планирования

Выполнен анализ существующих методов планирования технологии электромонтажных работ (ЭМР), разработаны предложения по составу задач планирования оптимальной альтернативной технологии ЭМР, а также этапам решения. Приводится типовая блок-схема задач планирования, учитывающая системные связи.

Кобзев В. В., Нефедович А. В. Эргономический анализ деятельности корабельных специалистов в аварийных ситуациях

Анализируется влияние на успешность деятельности операторов систем управления техническими средствами кораблей в аварийных ситуациях двух факторов: профессиональной подготовленности специалиста и алгоритмической сложности решения противоаварийных задач.

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Петров В. Д., Ушков С. С. Состояние и перспективы развития производства высококачественных труб из титановых сплавов на предприятиях России

Сообщается о комплексе работ, которые проводятся с шестидесятых годов ХХ века, по разработке технологии изготовления титановых труб различного назначения; о трудностях поставки титановых труб для оборудования судовых систем и систем атомной энергетики. Предлагается решение этой проблемы в России с привлечением научных кадров ФГУП ЦНИИКМ "Прометей" и ряда заводов-изготовителей при соответствующем финансировании.

Ушков С. С., Суворов Н. В., Кудрявцев А. С., Карасев Э. А., Титов Ю. А., Дмитриенко А. М., Кузнецов В. Ф. Освоение производства тонкостенных сварных титановых труб повышенного качества для теплообменного оборудования судов и АЭС

Рассматриваются результаты исследования качества сварных тонкостенных труб, изготовленных из титанового сплава на трубосварочном стане. Применение сплавов титана позволяет создавать конструкции облегченного типа. Сварные тонкостенные трубы, изготовленные из титановых сплавов, соответствуют требованиям технических условий и дают экономию по массе до 45% и более.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

На расширенном заседании коллегии Россудостроения. Баранов И. Л., Шмелев С. А. Операция по подъему атомной подводной лодки "Курск". Клячко Л. М. Опыт внедрения информационных технологий на судостроительных верфях Западной Европы. Г. Г. Мартиросову 70 лет. Новые журналы. Обращение личного состава Кронштадтского военного гарнизона. РАН и интеллектуальная собственность.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Андриенко В. Г. Портовые и рейдовые ледоколы России в 1890-1918 гг.

Черников И. И. Пароход "Редедя князь Косогский".