Дата и время Карта сайта
Ru | En
A A A

СУДОСТРОЕНИЕ 5'2003 (750) сентябрь–октябрь


СОДЕРЖАНИЕ

НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ

Ковтун Л. И., Поляков В. Н., Семенов С. В. Человеческий фактор и техногенные аварии на кораблях

Обсуждаются психологические особенности человека в процессах принятия решений при экстремальных условиях плавания. Предлагаются меры повышения эффективности управленческой деятельности человека в этих ситуациях, предложения по ожидаемым результатам исследований в области компьютерного моделирования человеческой компоненты сложной системы "экипаж-корабль", а также в области обучения экипажей.

Русецкий А. А. Опыт применения газоводометных движителей и оценка их эффективности

Анализируются причины неудачного использования гидромотора на проектах 204 и 35, которые связаны с недостаточно подробным рассмотрением КПД двухступенчатого газоводометного движителя.

Гольтраф В. И., Кобзев В. В., Курило А. И., Нефедович А. В. Эргономическая экспертиза при проектировании кораблей

Рассматриваются сущность и формы проведения эргономической экспертизы корабля, АСУ и автономной системы управления отдельным агрегатом. Предлагаются рекомендации, повышающие боевую эффективность кораблей за счет улучшения их эргономических показателей.


   ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Новиков А. Ф. Оптимизация систем регенерации воздуха подводных лодок

Предлагается система электрохимической регенерации воздуха (ЭХРВ) АПЛ и ДЭПЛ, стоимость которой в пять раз меньше ХРВ.

Ярошенко А. В. Метод автоматического поиска топологически слабых мест в компоновке корабельных систем

Рассматривается новое в судостроении понятие - топологически слабое место в компоновке корабельных систем. Предлагается методика поиска таких мест в процессе проектирования корабля с использованием компьютерных информационных технологий.


  СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Стаценко В. Н., Якубовский Ю. В. Перспективы повышения экологической безопасности судовых энергетических установок

Анализируются методы повышения экологической эффективности судовых энергетических установок и предлагается метод жидкостной нейтрализации для очистки дымовых газов, а также комплексная система снижения токсичности жидких сбросов в водную среду и газовых выбросов в атмосферу.

Туркин В. А. Учет факторов безопасности судового оборудования при оценке вероятности возникновения аварийных происшествий

Предлагается определять вероятность возникновения аварий методом имитационного моделирования с использованием логико-лингвистической модели.

Иванов Р. А., Тимофеев В. В., Шитков В. Н. О перспективах использования газотурбинных установок на морских судах и сооружениях

Рассматривается проблема использования газотурбинных установок на быстроходных грузовых судах, круизных лайнерах, в составе плавучих электростанций и морских нефтедобывающих платформ. Показано, что при выделении необходимого финансирования промышленность России в состоянии поставлять судостроению, нефтедобывающей и электроэнергетической промышленности газотурбинное оборудование требуемой номенклатуры мощностей.

Тихомиров Г. И. Физическое моделирование процесса разделения нефтеводяных смесей в коалесцентной ступени очистки на основе зернистой загрузки из полимерных материалов

Приведены результаты экспериментальных исследований процесса разделения нефтеводяных смесей в регенеративных коалесцентных ступенях судового очистного оборудования на основе зернистых полимерных материалов.

ЭЛЕКТРО- И РАДИООБОРУДОВАНИЕ

Одинаев В. А. Математическая модель пространства состояний корабельной электроэнергетической системы. Принятие оперативных решений

Предлагается электроэнергетическую систему судов (ЭЭС) представить в виде математического графа, каждое ребро которого служит для обозначения одного или нескольких последовательно соединенных элементов ЭЭС (источники и преобразователи электроэнергии, кабели и т. д.). Изложенные теоретические положения составляют основу теории разработки систем поддержки принятия решений по управлению ЭЭС.

Муравченко В. Л. Резерв повышения мощности корабельных широкополосных радиопередатчиков

Показано, что мощность корабельных широкополосных радиопередатчиков может быть повышена при учете импеданса выходных цепей их усилителей мощности и использовании устройств согласования этих цепей с нагрузкой.

МОРСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Борисов Ю. И. О реализуемости трактов приема и обработки пассивных систем подводного акустического наблюдения на основе специализированных микропроцессоров отечественного производства

Анализируются возможности применения специализированных микропроцессоров NM 6403/NM 6404 для цифровой обработки сигналов в тракте пассивного акустического наблюдения.

ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

Бурмистров Е. Г. Повышение экологической безопасности судостроительного производства методами инженерной оптимизации

Предлагается методика выполнения оптимизационных расчетов при разработке экозащитных технологий в судостроении. В качестве критерия оптимальности рекомендован показатель уровня экологической безопасности производства Уэ, а в качестве оптимизируемого параметра - годовой экономический эффект от внедрения экозащитных технологий.

Ганов Э. В., Смирнова И. А. Применение ЭВМ для выполнения чертежей и подготовки производства изготовления судовых трубопроводов

Рассматриваются вопросы построения на ЭВМ систем судовых трубопроводов и разбиения их на отдельные узлы.

УТИЛИЗАЦИЯ СУДОВ

Александров Н. И., Анитропов В. А., Розинов А. Я., Тарасов И. Н. Основные организационно-технологические принципы утилизации судов АТО

Рассматриваются две технологические схемы утилизации судов атомно-технологического обслуживания.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

В. М. Пашин Национальному судостроению и судоходству - экономическую поддержку. Ю. Н. Румянцев, А. П. Фомин Результаты российско-украинского сотрудничества в области судостроения. Н. П. Лукьянов Вспоминая М. В. Орлова. Зарубежная информация. Газете "Корабел" - 60 лет! Из портфеля заказов. Блиц-новости. Новые кораблестроительные планы ВМС США. 

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Емелин А. Ю., Дружинин Ю. О. Крейсер II ранга "Русь"

Черников И. И. Речные канонерские лодки первой мировой войны

Андриенко В. Г. Первые портовые ледоколы "американского типа" на Балтике: "Сампо", "Тармо" и "Петр Великий"